[oodisc] Впечатление об ALT Linux Junior 1.1

Evgenij M. Baldin baldin на Sky.inp.nsk.su
Вс Дек 30 10:21:46 MSK 2001

Добрый день

С новым годом, естественно.

Ниже идут впечатления: будет продолжение --- попробую оформить это
более-менее серьёзно, а пока то что есть сейчас

html версия http://www.inp.nsk.su/~baldin/AltLinuxJunior/

\newcommand{\Linux}{\emph{Linux}\xspace}
\newcommand{\Emacs}{\emph{GNU Emacs}\xspace}
\newcommand{\auctex}{\emph{auctex}\xspace}
\newcommand{\reftex}{\emph{reftex}\xspace}
\newcommand{\ALT}{\emph{Alt Linux Junior 1.1}\xspace}

\author{Балдин Е.М.}
\title{Alt Linux Junior 1.1}
\date{}
\begin{document}
\maketitle
\tableofcontents
\section{Введение}
\label{sec:intro}

Примерно две недели назад я заказал в интернет магазине bolero диск
\ALT. Вот я его получил (с задержкой на неделю против
обещанного магазином). Hу, естественно, пытаюсь поставить его,
параллельно фиксируя свои впечатления. Как я понимаю этот дистрибутив
позиционируется как дистрибутив для дома. По крайней мере я
рассматриваю его исключительно с этой точки зрения.

Во первых немного об мне: первый дистрибутив \Linux, который я установил
дома был честно  купленный \emph{Slackwer 3.4}  от CheepBytes. Довольно
значительный промежуток времени я работал исключительно под
пользователем \emph{root}~--- время и две переустановки
отучили меня от этой дурной привычки, хотя идеология, что за своим
персональным компьютером ты царь и бог очень привлекательна, опять же
до того момента, пока не скажешь \texttt{rm -rf} в корне.
Позже был дистрибутив \emph{SuSe 6.3}, который очень приятно удивил
меня своей надёжностью и стабильностью. Собственно говоря, он и стоял
у меня до последнего времени, но время идёт и хочется новых рюшечек,
причём хочется сразу и без проблем.

Я хочу отметить, что я не программист. Отношение с \Linux можно
охарактеризовать, как немного продвинутый пользователь и только.

\emph{Что мне надо:} мне надо иметь возможность набирать тексты, при этом при
минимуме усилий иметь хороший вывод на бумаге (однозначно PostScript),
в  html  и  pdf.  Выбор  пакета для  выполнения  этих  условий  вполне
очевиден: это \LaTeX. В качестве редактора я использую  \Emacs 21.1 плюс
пакеты  \auctex и  \reftex. Выбор  в пользу  этого редактора  я сделал
сравнительно  недавно~--- всего  пол  года назад\footnote{Естественно,
тогда  версия была  помладше.}. Я  это  говорю для  того, чтобы  мои
дальнейшие заключения стали более понятны.

Я считаю,  что в качестве  офиса для \Linux следует  продвигать именно
описанную связку.  Очень жаль,  что \Emacs в  обсуждаемом дистрибутиве
отсутствует и с моей точки зрения это  является одним из основных его
недостатков.

\emph{Что  я  могу  сделать:}  если  появятся  заинтересованные  лица,
которые сделают это для какого-либо дистрибутива (не обязательно \ALT), то я готов
написать краткую справку для работы с \LaTeX\ с использованием \Emacs и
подготовить рекомендации по его настройке.

\emph{Краткий вывод:}   В   целом   \ALT   произвёл   положительное
впечатление, за  исключением нескольких ,,но'', которые  я и перечислю
ниже. При  некоторой доработке дистрибутив,  действительно может стать
стандартом для дома.

\section{Железо}
\label{sec:hardware}

Железо несколько нестандартное, хотя опять же всё в пределах
нормы\footnote{Возможны опечатки~--- я не специалист~--- позже поправлю.}:
\bigskip

\noindent
\begin{tabular}[center]{|l|p{90mm}|}\hline
Железо           &Описание         \\\hline\hline
Корпус           & ATX             \\\hline
Материнская плата&ASUS CUSL2-C (i815ep/S-370/ATA-100)\\\hline
Процессор        &Celeron$^\copyright$ 766\\\hline
Память           &256~Мб                  \\\hline
Видиокарта       &ASUS V6800 Geforce256 DDR 32Mb \\\hline
Монитор          &Viewsonic PF775       \\\hline
Винчестер        &Fujitsu 10Gb. Под \Linux отведено три раздела
\emph{boot}~--- 20~Мб, \emph{home}~--- 2.5~Гб и \emph{user}~---
600~Мб, кроме того есть раздел для \emph{swap}. Исторически сложилось,
что \emph{boot} жил под ext2, \emph{home} и \emph{user} под
riserfs. Есть ещё три раздела vfat.\\\hline
Звуковая карта   &Aureal MX300 Vortex 2 \\\hline
Модем            &Genius GM56-L\footnote{Бяка.}\\\hline
CD-RW            &TEAC CD-W58E 4-4-24                 \\\hline
Сетевая карта    &Realtek RTL8029(AS) PCI     \\\hline
Мышь             &PS2 Genius Net Scroll +\\\hline
Клавиатура       &обычная win BTC\\\hline
\end{tabular}

\section{Установка (день первый)}
\label{sec:day-1}

Здесь и далее идут эмоции в порядке их появления. Возможно нарушение в
хронологии, так как эмоции имеют продолжение во времени.

Вечер 20:00~--- распаковал CD c \ALT  и запихал в CD drive, выставил в
bios загрузка с CD-RW и сохранился. Пошла загрузка.

Читаю инструкцию, которая пришла с диском~--- да уж, если бумаги
жалко, то могли бы хотя бы \emph{pdf} положить на диск с более
подробной инструкцией.

Выбрал установку по умолчанию. Всё идет в графике~--- красиво, хотя
буковки помощи мелкие и довольно ,,страшновастенькие'', хотя читать
можно~--- пока всё понятно. Предлагают выбрать страну~--- почему-то по умолчанию
USA. Выбрал Россию.

Предлагают выбрать язык и кодировку~--- выбрал русский и koi8-r. Есть
возможность выбрать cp1251, но это на любителя. Вообще немного
неприятно удивляет желание и количество усилий российских создателей
дистрибутивов по пропихиванию этой кодировки в жизнь, если уж очень
хочется жить по стандарту, то пропагандируйте ISO8859-5, которая с
точки зрения буржуев стандарт для русских ,,де юре'', а по жизни
koi8-r является стандартом ,,де факто''. А каким стандартом является
cp1251 для меня является полной загадкой. И вообще, всё идёт в сторону
unicode.

Ладно проехали, текст стал русским. Предложили выбрать часовой
пояс~--- почем-то теперь курсор встал на Москву. Я понимаю, что
компьютер не телепат, но лениво лезть и сворачивать ветку Европа и
открывать Азия~--- поставил Hовосибирск.

Выбрал установку с возможностью
выбора.  Пошла проверка определения hardware. Спросили есть ли SCSI, я
ответил нет (и зачем дома SCSI?). Кстати, позже при загрузке мелькала
строка поиска чего-там SCSI, которое, естественно, найдено не было~---
зачем тогда спрашивать. Что-то там пошуршало и установщик
честно нашёл две железки, которые как он признался установить не
может~--- это звуковая карта и модем, что не являлось для меня
откровением. И то и другое не имеет \emph{open source} драйверов. Интересно
было что было предложено сходить на сайты где эти драйвера можно
взять. Предложенные сайты были правильными.

В какой-то из моментов предложили выбрать мышку~--- мой Genius
Netscroll+  отказывался работать в установщике как Genius Netscroll, но работал как
Genius Net mouse. Позже, когда загрузилась консоль, я выяснил что в
консоли мышь не работает вообще, хотя \emph{gpm} загружен~---
разберусь попозже.

Далее мне предложили выбрать способы определения разделов. Я выбрал
использовать имеющихся. Приятно, что для всех разделов, которые есть
можно назначить точки монтирования, я назначил те же точки, что были
описаны в разделе \ref{sec:hardware}. Очень странно, что для форматирования
была предложена только ext2fs, хотя, например, для раздела \emph{home}
можно предложить  установить xfs, ext3 или riserfs~--- как я понял
позже всё это ядро поддерживает.

В какой-то момент, по-моему сейчас,  мне предложили поставить Boot
Manager. Я так понял, что возможен выбор из двух  LILO/GRUB. Причём
мне выбора не дали. Что-то не понятно, если выбора нет, то зачем тогда
говорить о выборе~--- оставьте один. Причём установка в MBR для \Linux
машин является оправданой, но для Dual Boot машин (большинство
домашних машин будут именно такими), это может стать головной
болью. Дело в том, что при переустановки Windows почему-то лезет в MBR
сама и всё там затирает\footnote{Кто-нибудь может объяснить что она
там делает?}. Я ставлю загрузчик в \emph{boot}
раздел. Опять же при установке я не могу отменить менюшку загрузчика,
это придётся сделать позже. В MBR я ставлю \emph{GAG}, который один раз
настроил, записал на дискетку и при очередной  переустановке offtopic
загрузившись с дискетки для переустановки надо нажать две кнопки для
вхождение в меню \texttt{Setup} и выбора меню \emph{Write GAG on Hard Drive}. Мне
кажется, что эта процедура гораздо удобнее загрузки \Linux  с дискетки
с последующим произнесением магического слова \emph{lilo}.

Отформатировали, пошли дальше~--- предложили выбрать процент
устанавливаемых пакетов с помощью ,,скрол бара''. Сказал, что хочу
установить все 100\% пакетов на~--- это 1.5~Гб. Я так понял, что если
бы я задал меньший размер, то часть пакетов автоматически было бы
выкинута. Далее с интересом принялся изучать дерево пакетов. Пакеты
делятся на несколько типов по необходимости: необходимо (нельзя
отменить),  должно быть, любопытно, можно и это\footnote{Было бы
любопытно выяснить иерархию.}. И тут меня постигло первое жестокое
разочарование: нет \Emacs, то есть какой-то \emph{gedit} есть, а
\Emacs нет. Hу ничего страшного, доставим, как раз недавно новый
вышел~--- разберёмся не в первой. Дальше: уффф~--- \texttt{tetex}
есть, что за категория?~--- ,,можно и это''!!! То есть если бы я не
выбрал 100\%, то \LaTeX\ мне не видать. Как-то странно пакет номер один
по необходимости и так обойдён. Зато есть куча дублирующих пакетов.
Видно, что разработчики пытались подойти к отбору пакетов для \ALT~---
это видно что был выброшен sendmail, и оставлен postfix, но тогда
почему в дистрибутиве и GNOM, и KDE? Зачем включены фактически четыре
конкурирующих офиса\footnote{OpenOffice, Koffice, AbiWord и что-то от
GNOME}? И в угоду этому безобразию в жертву принесён \Emacs и чуть не
принесли \LaTeX.

Запросили пароль root'а, причём root'а можно завести без пароля~---
нечто странное~--- такой возможности я не припомню не в Suse, не в Slackware.
Завёл ещё одного пользователя~--- себя любимого.

Hу да ладно. Запускаем установку и идём пить чай~--- чай попил, идёт
десятый час. Всё установилось, попросили перегрузиться, что я и
сделал~--- далее задали пару вопросов по установке сети, ну и всё~---
консоль. Я не знаю как вам, но мне тот пингвин при загрузке кажется
уродом~--- лучше просто пустой экран. Мышь, как я уже говорил в
консоли не работает. Hу это мелочи~--- Xы уже настраивались, но при
настройке сообщалось, что Nvidia не даёт свои драйвера разработчикам X'ов,
для поддержки всего и вся надо взять её драйвера с её же сайта. Глянул
на диск~---  в \texttt{unsupported} лежат нечто похожее на драйвера Nvidia, но
что-то размером не вышли~--- а, это только, ,,spec''и~--- нашёл в
\texttt{README}, который лежит почему-то в другой
директории. \texttt{README} понятный, но неужели нельзя договориться с
Nvidia и положить её драйвера на диск в уже собраном виде? В чём
проблема? Hе у всех же есть выход в Internet, да и по модему много не
накачаешь. Сделал как написано, благо драйвера в виде srpm есть,
спеками с диска не воспользовался. Оказалось, что root собирать не
может~--- надо юзера в группу \emph{rpm} добавлять~--- хорошо, что я
читать умею и привычка есть читать всё что плохо лежит, так бы долго
бы маялся~--- можно было бы при заведении первого юзера автоматом
добавить его в эту группу.

Проверил файл \texttt{Xfree86-4} ещё раз: ,,повесил'' выбор языка на
два ,,шифта'', сказал \texttt{Option "XkbVariant" "winkeys"}~--- можно
было бы и автоматически  это проставить. Запустил Xы~--- чёрт, опять
вылезла проблема. Hу почему нет программки, которая при запуске в
offtopicе смогла бы посчитать modeline правильно~--- разве это
невозможно сделать? Периодически проносятся слухи, что это
достижимо. Hу да ладно~--- поправил как-то. Xы заработали, шестерёнки
из \emph{mesa-demos} крутятся как сумасшедшие. Теперь начинаем изучать
что-же у нас здесь стоит.

Опять жестокое разочарование: нет \emph{xv}!!! Зато есть куча других
,,смотрелок'' картинок, которые этому не меркнущему шедевру от Jhon
Bradley в подмётки не годятся~--- видимо создатели \ALT пытались
отобрать что-то достойное, но вместо этого вместе с водой выплеснули
младенца.  Ладно, \emph{xv} доставим, но как-то это настораживает. Да,
точно~--- нет acroread, даже xpdf нет. Это уже ни в какие рамки не
лезет. Разве сложно договориться с \emph{Adobe}~--- все кому не лень пихают
\emph{acrobat reader} на свои CD'юки. Хоть \emph{gv} есть~--- и то
хлеб, хотя для просмотра \emph{pdf}~--- он явно не предназначен.

Смотрим дальше: \emph{LyX}~--- хорошо, хоть его не выкинули. Я его не
использую, но в качестве быстрого набора бумажек для неподготовленного
пользователя~--- оно самое то. А дальше, если человеку нужно нечто
большее, совершенно естественно перейти на \LaTeX. Гхмм,~--- локаль
выставлена правильно, а менюшки в \emph{LyX} не кириллизованы~---
всё страньше и страньше, хорошо, что вводное слово при открытии этого
неплохого пакета на русском. Видимо этот замечательный текстовый процессор не
является приоритетом для разработчиков.

Что же тогда является приоритетом? Hу конечно: приоритетом является
кодла ворд подобных офисов~--- по-моему, это и ежу понятно, что сделать
word лучше word, но за так, невозможно. А вот сделать текстовый
процессор лучше чем то, что в нашей стране считается образцом
полиграфической продукции нет проблем~--- он уже есть\footnote{То что
это \LaTeX\ я думаю вы уже догадались.}. Hу да ладно, проверим то что
есть~--- OpenOfice документы Word открывает и даже фактически не
портит разметку\footnote{Испортить разметку в doc файле, это надо
постараться~--- захочешь, не получится.}, нашёл файл в \emph{rtf}
формате~--- открыл~--- всё замечательно, разметка там где надо,
картинки все на своих местах, толко не понятно~--- на каком языке?
Вроде русский был. Вот, наверное, почему в самом начале при установке
предлагался ни с чем не совместимый стандарт \emph{cp1251}~--- что бы
такие документы читать. Интересно, а принудительную перекодировку
сделать  нельзя, пусть будет пользователь перекодировать
как он хочет, уж не надо нам автоматов~--- в интернете переключаем,
руки не отсохли\footnote{Создателей сайтов, где надо кодировку
переключать руками надо как минимум пожурить за ненависть к пользователям.}?
Koffice не знает \emph{rtf}. \emph{Abiword} открыл ровно одну
страницу, зато правильно, а вот все остальные зажал и при попытке
что-либо сделать тихо скончался~--- помянем. Hе сильно разбирался~---
не понял как делать \emph{pdf} из этих офисов~--- видимо, это для
пользователя не нужно~--- ну--ну.

Так, почему же мы считаемся домашним дистрибутивом?~--- а, куча
игрушек~--- посмотрим\ldots Бяка\ldots Прошло немного времени\ldots Чёрт~---
пифоновский  пасьянс ,,гикнулся'' и больше не пускается\ldots Так ему
так ему\ldots Бяка\ldots Своё мнение по поводу игр я подробно
выскажу в послесловии (раздел \ref{sec:last}).

\emph{Gnumeric} уже не плох, для тех кто пользует электронные таблицы,
правда для меня всегда было загадкой, а зачем эти таблицы нужны?

Вышел из Xов, заметил, что консоль под framebuffer~--- тормозит
страшно, man по несколько секунд страницу переводит~--- придётся
ставить текстовый режим.

Ладно, для начало перекомпелируем ядро~--- привычка такая, всё что не
надо отрежем, а надо~--- оставим.

Гхмм уже за полночь.

Продолжение следует\ldots

\section{Послесловие}
\label{sec:last}

Будет переработано.

Hе смотря на моё ехидство в целом дистрибутив произвёл на меня очень
благоприятное впечатление~--- я бы рекомендовал его домашнему
пользователю, если бы из всех офисов оставили один~--- путь это будет
\emph{OpenOffice}, ну и \emph{LyX}, но зато добавили бы \Emacs и
\emph{более-менее подробную инструкцию\footnote{Могу поучаствовать в разработке.} как
работать с \LaTeX\ из \Emacs} в \emph{pdf} на диске, ну и, естественно,
с \emph{Acrobat Reader}'ом.

С моей точки зрения следует выкинуть все игрушки с диска, кроме
четырёх--пяти: пасьянс точь в точь\footnote{Я так и не нашёл среди
  изобилия пасьянсов копии} как в oftopice, lines, tetris желательно с
разновидностью tetris mouse\footnote{Странно, что никто не сдублировал
это под \Linux}, сапёр и может быть ,,маджонг''. Это не касается
серьёзных игр GNU chess и FreeCiv, а вот всё остальное можно смело
уничтожить.

Да, кстати, этот текст я писал дольше, чем устанавливал и настраивал
дистрибутив, я не владею слепой печатью, но печатаю довольно быстро,
так что миф о том, что \Linux надо долго настраивать и устанавливать
является именно мифом.

С уважением
	Евгений
                  Budker Institute of Nuclear Physics