[oodisc] [ot] LAN Crypto

Пт Дек 20 23:35:43 MSK 2002

Hello Aleksey,

В токруме может происходить все, что угодно, но я не могу не
прокомментировать ситуацию. Поскольку Сергей ее обрисовал, как мне
кажется, несколько легкомысленно.

Лебедев --- подполковник (сейчас, наверное, полковник, но это не важно)
государственной безопасности. Десять с половиной лет назад он ушел из
конторы и начал строить свой маленький и независимый бизнес. То, что
ему это удалось, вызвало (и вызывает до сих пор) дикую злобу у
большинства сослуживцев, причем как писарей на голодном пайке, так и
операторов гэбэшных cover shops, где воруются деньги, несопоставимые с
оборотами ЛАН-Крипто.

Я сталкивался с Лебедевым достаточно регулярно в течение довольно
долгого периода времени. По разным вопросам, но, в основном, связанным
с тем, как бы нам обустроить криптологию в этой стране, чтобы науки
было побольше, а мичуринской биологии и прочей арийской физики ---
поменьше, чтобы появилось то, что сейчас-таки появилось: ассоциация,
конференции, публикации, стипендии студентам и аспирантом и т.д.
Грязная рутинная работа, из которой уж не знаю какую по объему часть
выполнил лично Лебедев, в свободное от управления своим бизнесом и
научно-технического творчества время.

В течение всего этого времени --- буквально до середины 2001 г. ---
любое такое сотрудничество сопровождалость прямо-таки шквальной
обработкой со стороны всяческих анонимов и псевдонимов в штатском.
Даже и не всегда псевдонимов.

Я думаю, такую характеристику среды могут подтвердить многие мои
коллеги из прессы, включая тех, кто сделал в этом направлении гораздо
больше меня. И из БТ/МЭК, и из Конфидента, не говоря уж о тех, кто не
будет свидетельствовать, потому что не хочет.

У меня такое впечатление, что в криптофагических подразделениях
известных организаций пятиминутки ненависти проводились одно время
чуть ли не ежедневно.

На РусКрипто'02, когда туда впервые приехали оппоненты в штатском под
своими реальными титулами, и свидетельствовали почтение на десятилетии
бизнеса Лебедева, я подумал: все, Старовойтов ушел, все это кончилось.
А вот и ни фига.

Резюме: Лебедев может писать и говорить все, что хочет. Его
высказывания имеют _объект_ с верифицируемыми свойствами. Не нравится
Викер или НАШ --- сломай, будет тебе честь и хвала без меры. Однако
ж...

Disclamer: я фиговый алгебраист, не сломал ни одного "боевого"
примитива или протокола, и не знаю, стоек ли Викер и надежны ли
решения на его основе. Я знаю только, что в криптологии есть один
способ спора: публикация-публичная ломка. Включение алгоритма в такие
массовые продукты, как GPG --- публикация такая, что дальше некуда.

PS: Если любая разработка ЛАН-Крипто, или все они чохом будут сломаны,
это не на йоту не умалит роли лично Лебедева и его коллег в том, что
криптография в этой стране есть.

--
-- Maksim Otstavnov <maksim на otstavnov.com> http://www.otstavnov.com
-- Infobusiness weekly (http://www.ibusiness.ru),