[oodisc] Ударение

Alexej Kryukov akrioukov на newmail.ru
Пн Апр 19 18:18:58 MSD 2004

On Monday 19 April 2004 08:40, Evgeny wrote:

> Вообще-то очень странно,

То, что ударение полетит, не странно: чего ж ему еще делать,
если это символ юникодовый и не имеющий аналога ни в одной
из кодовых страниц windows-125* ?

> так как уже давно многие системы (тот же
> ТеХ) умеют комбинировать.

Так это смотря что под комбинированием понимать. В данном
случае речь шла о Combining diacritic в нулевую ширину,
нарисованной в редакторе с расчетом на смещение за свою левую
или правую границу. Такие диакритики, конечно, большинство
программ показывает нормально (при отсутствии проблем
с их положением в кодировке), но сам способ очень грубый и
примитивный, хотя бы потому, что разбивает кернинг.

А TeX -- дело совсем другое. Там берется символ, имеющий
при независимом употреблении свою естественную ширину, и
размещается над/под другим символом точно по центру. Тоже
не Бог весть какая точность, но результат, конечно, много
лучше. Но ведь такое доступно только потому, что TeX --
это командный язык. В WYSIWYG приложениях это в лучшем
случае выльется во что-то вроде ручного кернинга в PageMaker
или QuarkXpress, где можно "надвинуть" один символ на другой.
Тоже выход, кстати, но делать такое систематически -- бррр...

И, наконец, идеальный вариант -- это когда мы печатаем и
храним в файле два отдельных символа, а вот то, что вместо
них отображается на экране -- уже зависит от шрифта. Возможно,
совсем третий символ :) Собственно, вся идеология Юникода исходит
из возможности реализации этой идеи. А с ней-то и загвоздка.
Ну, шрифты такие изготовить можно с помощью технологии OpenType,
а вот приложений, которые бы с ними умели работать, нет и, я
так чувствую, никогда не  будет. Хотя говорят, что на Mac нечто
подобное возможно уже давно...

> Кстати, я попробовал в OO символ - U+0301 - вроде все ок (он имеет
> нулевую ширину). Результат можно посмотреть в attchment.

Ширина-то нулевая, но результат бы я охарактеризовал одним
словом: "косяк" :-))) Но это, конечно, сильно зависит от шрифта.
Очевидно, что в данном конкретном случае акцент просто-напросто
делался без расчета на употребление по прямому назначению.