[oodisc] Cyrillic Typography

Alexej Kryukov akrioukov на newmail.ru
Вт Фев 17 00:03:05 MSK 2004

On Tuesday 17 February 2004 10:46, Victor Lysenko wrote:

> [...]
> *обязательно* установите и посмотрите. Перестройка делает очень много
> всякого разного, там куча инструментов и среди них есть очень похожий
> на то, что Вы собираетесь сделать в ООо: замена дефисов на тире,
> дюймов на кавычки, удаление множественных пробелов и табуляций,
> пробелов в начале и в конце абзацев, "ручных" переносов, упорядочение
> пробелов в сокращениях типа "и т.д." и мн. др. (причём все замены
> можно отключать/включать выборочно). Повторюсь: если есть возможность
> -- обязательно посмотрите на инструмент
> "Перестройка->Редактирование->Перестройка текста".

Возможности-то, в сущности, нет, т. к. Ворда никакого не держу
принципиально, в т. ч. и под Виндой. Не могли бы Вы сказать,
чтО эта штука из себя представляет внутри: компилированные
надстройки или просто макросы на VBA? В последнем случае
можно бы и без Ворда обойтись (хотя может понадобиться
отладчик -- взламывать пароль на модулях Basic ;-)

> Конечно, юникодовый узкий неразрывный пробел -- вещь весьма
> специфическая и им вряд ли кто будет пользоваться (а в типографиях
> никто не будет).

Может, и будут, когда большинство издательских систем станут
юникодовыми. К сожалению, у нас всё еще мало кто пользуется
InDesign :-(

> Имхо, лучше заменить его обычным *неразрывным*

Это понятно: говоря о полноразмерном пробеле, я имел в виду именно
неразрывный.

> пробелом как между инициалами, так и между инициалами и фамилией (я
> об этом говорил: "так красивше, чем без всякого пробела между
> инициалами" -- но это чисто субъективное мнение). Обычный неразрывный
> пробел есть везде, в т.ч. и в РМ и QXP.
Вот именно что субъективное мнение. Я здесь исхожу вот из каких
соображений. 3 заглавные буквы с двумя неразрывными пробелами
уже сами по себе занимают много места на строке, а разбить
их переносом невозможно. Не дай Бог, весь этот кусок попадет
на конец строки -- будут очень большие проблемы с ее балансировкой.
А что делать, если в одной строке две-три фамилии сразу (как оно
обычно и бывает)? Потому-то и предпочитаю вариант без пробела --
гораздо меньше проблем создает. И смотрится IMHO лучше -- но
это, опять-таки, субъективное мнение.

Я понимаю, что в идеале надо бы предусмотреть возможность выбора
(как оно и сделано у Лебедева), но, боюсь, это сильно усложнит
код, который и так будет непростым. Потому что я вообще с трудом
представляю, как выделять именно инициалы на фоне других
заглавных букв.