[Oo-discuss] Новый словарь

Alexey Kryukov anagnost на yandex.ru
Пт Июн 25 20:54:59 UTC 2010

On Fri, 25 Jun 2010 22:39:16 +0400
ALT Linux User wrote:

> Простите, причём тут _флейм_?
> Каким образом _словарь_ может быть _заранее_ неправильным,
> неоднозначным? На кой чёрт сдались неправильные, неоднозначные
> написания родного языка? "Ежик"? "Еще"? "Коснулся языком неба"?

Неоднозначных написаний сколько угодно найдется в любом языке.
В русском их полно и без буквы "ё". Вот например: "кружкИ" и "крУжки",
"пАрить" и "парИть" и т. д. Тем не менее почему-то никто не предлагает
вместе с буквой "ё" сделать обязательным и знак ударения. Впрочем он бы
не спас: как быть с такими парами, как "простой" (существительное) и
"простой" (прилагательное), не говоря уж о полностью омонимичных
словах?

> Да что Вы говорите? А мне помнится тогда писали "чорт" вместо "чёрт" и
> так далее.

Ну да, данное конкретное слово писали так. Из этого что-то следует?

> Вообще, как быть со словами из родного языка, которые всегда содержали
> звук "ё"? Ну ё-маё?

"Всегда" -- это, простите, со времен Вавилонского смешения? Ну так вот,
Вы удивитесь, но еще в XIX в. отсутствие буквы "ё" в произношении (не
говоря о написании) считалось нормой для текстов высокого стиля, что
хорошо видно по некоторым рифмам в стихах:

И под пеплом ты лежала, покорЕнная,
И из пепла ты восстала, неизменная...

> "Темная ночь, только пули свистят по степи..."... а-га, так и было...

Ну да, так и писали. Возьмите любое старое издание, да и проверьте.
Опять же, за исключением периода 1942-1956 гг.: в это время букву "ё"
иногда употребляли последовательно.

> "Падонкаффский" слэнг очень освежил язык,
> добавил ему некой игровости и живости, очень своевременно и тонко
> подметив современные разговорные выверты.

Возможно, в чьих-то устах и освежил. А кто-то просто заигрался.
Проблема-то ведь в том, что писать "по-падонкафски" очень просто, и в
школе для этого учиться не надо. В общем, "падёж в магазин -- купи
хлеба"...

--
Regards,
Alexey Kryukov <anagnost at yandex dot ru>

Moscow State University
Historical Faculty