[oodisc] [JT] Словарив отдельных пакетах

Alexej Kryukov akrioukov на kengu.ru
Сб Апр 26 14:43:55 MSD 2003

Вячеслав, не пишите, пожалуйста, в HTML. Теги потом
из текста вычищать не очень весело.

On Saturday 26 April 2003 12:56, Viacheslav V. Gouzeev wrote:
> Алексей, Ваши суждения несколько натянуты. Буква "э" в своё время
> была уже предметом защиты и многие нынешние слова с "е" писались
> через "э". Вам это известно. И нельзя сказать, что всё это чушь! Ведь
> многие наши российские современники говорят неправильно и безграмотно
> только потому, что учились языку, не имея устных идеалов, а изучали
> язык по текстам. Я, уже став доктором наук, стыжусь, что не знаю

Ничего не поделаешь, русская орфография основана на
историческом принципе. Андрей Бондаренко привел хороший
пример того, что получится, если перевести ее на фонетический.

> правильного произношения многих слов. Да что уж там! У нас один из
> замминистров имеет фамилию Шленов: здесь "е" или "ё"? Только
> попробуйте обратиться неправильно!  Вывод прост: буква в алфавите
> есть -- будьте любезны!

Да, буква в алфавите есть. Но статус ее всегда был именно
таким, как сейчас. Более того, до революции она практически
не использовалась. Почему? Да потому, например, что слово
"звезды" писалось через "ять" (хотя это исключение). Что же,
над "ятем" прикажете две точки ставить?

И апеллировать здесь надо не к школьному букварю,
а к тем правилам орфографии и типографии, которые утверждаются
академией наук. Прикажет академия писать букву "ё" всюду --
что ж, придется. До тех пор надо руководствоваться существующими
нормами, которые настаивают на факультативности этой буквы.
О причинах данного явления я сказал: "ё" -- эта единственная
в русском языке буква, передающая позиционно обусловленный
звук. Этим она отличается от "я", "е", "ю".

> И ударения -- не такая уж глупость. Я бы счёл
> полезным обязать авторов и издателей их ставит во всех сомнительных
> случаях. Иначе мы будем вечно говорить языком Горбачёва.

А я этого не отрицаю. Да, во всех сомнительных случаях надо расставлять
и букву "ё", и ударения. Сверх этого -- только в словарях и книжках,
предназначенных для начального обучения чтению.