[oodisc] Cyrillic Typography

Alexej Kryukov akrioukov на newmail.ru
Пт Мар 12 14:36:32 MSK 2004

On Friday 12 March 2004 20:23, myxml at myxml.ru wrote:

> я (когда занимался версткой газет) до автоматизма доводил такую
> операцию: замена пробела на неразрывный и установка его ширины в 0.5
> от нормальной... на худой конец можно даже кегль уменьшить именно для
> этого пробела (если, например, программа не позволяет ширину
> задавать). Моё мнение - пробел должен быть и пробел должен быть
> неразрывным, и, по возможности, его стоит делать узким.

Тут мы начинаем разбираться уже по второму кругу... Повторяю,
на данный момент имеется сложившаяся традиция делать пробел
только между инициалами и фамилией, и лично мне это представляется
и эстетичным, и (что гораздо важнее) оправданным технологическими
соображениями.

Далее, постольку, поскольку мы остаемся в рамках текстового
процессора, то требуется, чтобы стиль оформления, принятый
нами за стандарт, был легко воспроизводим и при ручном наборе.
Соответственно приемлемой альтернативой этой традиции может быть
только *полноразмерный* неразрывный пробел.

Уменьшение кегля здесь абсолютно неприемлемо, ибо это означает
переусложнять методику набора и плодить жесткое форматирование
(которое к тому же, вернее всего, всё равно полетит при экспорте в
издательскую систему).

Использование тонкого пробела тоже невозможно потому, что ни один
стандартный текстовый процессор не знает такого символа. Конечно,
в Юникоде есть несколько (несколько!) символов, подходящих
по смыслу, но сложившейся традиции их использования нет. Как себя
с ними поведет OOo (например, не разорвет ли на них строку), a
priori не известно. С клавиатуры их тоже просто так не наберешь.
Значит, использовать их можно только на свой страх и риск.

Вывод: макрос должен поддерживать два типа оформления, а именно:
А.С.~Пушкин и А.~С.~Пушкин. Что из этого является меньшим злом,
каждый будет решать сам.