Re: [oodisc] Верните русский в формулы ОО

Николай Кузнецов nikuz на umail.ru
Ср Мар 23 10:51:13 MSK 2005

Здравствуйте, бМЕЛУБОДТ нБМШГЕЧ!

Кодировка изменена с исходной Вин1251 на КОИ8-Р.

Вы писали 22 марта 2005 г., 20:07:46:

бн> Это уже обсуждалось. Сказали, что английский круче и удобнее....
бн> Как по Вашему я, админ, работающий с таблицами и то по
бн> принуждению раз в 3 месяца, могу найти нужнуе мне необычную
бн> функцию? Правильный ответ - пересмотрев весь список функций, а их
бн> больше 200. После этого хорошо не думаешь о том человеке, который
бн> враз сам решает, что по русски формулы писать неудобно. При более
бн> детальном рассмотрении кстати оказывается, что проблема не в
бн> удобстве пользователей а в проблемах программистов и реализации
бн> самого ОО. Хочу напомнить, что в Екселе формулы стали русскими
бн> далеко не мразу и не с пустого места, а потому-что большинству так
бн> было удобнее. Я лично это удобство понял, когда впервые увидел
бн> офис 97 с русскими формулами (офис 95 у меня был с английскими).

Как  человек,  использующий  формулы  довольно  часто  (хотя  я и типа
гуманитарий),  хочу  обратить  внимание, что каждая формула имеет своё
определение  и наименование. В научной практике эти определения чётки,
наименования  однозначны  (попробуйте прислать в научный журнал файл с
КОС() - я посмотрю на ответ редактора).

В  математике  -  а  речь  идёт  именно о ней!!! - используются только
формулы,   написанные   с   использованием  латинского  алфавита  (так
исторически сложилось) - а вовсе не по-английски.

На  русском  языке  в  математике  ОТСУТСТВУЮТ однозначные обозначения
соответствующих функций и формул (да что по-русски - посмотрите - даже
на  латинице  разнобой  в  наших  любительских  программах,  кто пишет
тангенс как TAN, кто TNG)!!!

Более  того, если кто изучал математику и статистику, то он знает, что
ряд  вроде  бы  *совпадающих*  формул  (функций, значений) в советско-
российской  практике  вычисляется  ИНАЧЕ,  чем  в западноевропейской и
североамериканской  (некоторые статистические формулы). С точки зрения
величин  разница  небольшая, но формула для вычисления *другая* - хотя
итоговый показатель и называется одинаково и там, и там.

Следует также учитывать, что переход программ на русскоязычные формулы
фактически  означает  перевод  всей математики на русский язык - Вы же
изучаете в школе COS(), а не КОС().
Я  думаю,  что,  если  Вы выступите с соответствующим предложением, то
реакция  будет  весьма  предсказуемой  -  это  полный разрыв с мировой
традицией и мировой наукой (чего это японцы пишут формулы по-латыни, а
не иероглифами :) ). До такого даже Сталин не додумался вроде бы...

Что касается ПОИСКА ФОРМУЛ, то это *очень* важный момент:

1)  Мы предполагаем, что пользователь знает, что искать: т.е. понимает
математику  формулы,  знает  её  обозначение (латинское) и стандартное
название  в  математике  (русское)  - иначе говорить не о чем, а нужно
возвращаться в 5 класс.

2)   Д.б.  список  формул  (латынь)  (это  есть,  но  нужно  приделать
лёгкие сортировки: по типам и по алфавиту).

3)  Д.б.  список  общепринятых названий-описаний формул (русский язык)
(этого  нет  -  только  в  хелпе,  которого  русского  нет,  да и хелп
неудобен, нужны именно описания *при* формуле: "cos() - косинус"). При
этом, д.б. возможность сортировки списка по этим названиям.

4)  Должен существовать *быстрый* поиск и по имени, и по типу (это как
бы есть), и по официальному описанию.

5)  Обязательно  необходим  рубрикатор  (дерево)  формул,  позволяющий
быстро найти нужное (он есть, но слабоватый на мой взгляд - м.б. стоит
сделать именно "ветвистое дерево").

6)  !!!  При  этом,  *крайне  желательна*  опциональная "визуализация"
формул:  т.к.  их  названия пишутся в любой программе на любом языке в
одну  строку  и  весьма  условны, то, как мне кажется, прямо *рядом со
списком  формул*  нужно  сделать  небольшое  отключаемое  окошко  типа
"превью",  где эта формула написана графически в *точном* соответствии
с правилами математики - тогда будет всё очень быстро и просто.

А  на  МСО  нечего  кивать  -  эта  программа заточена под "казуалов",
которые  часто  делают  такое,  что  все  формулы  за  ними приходится
перебирать вручную...

Кстати, не забывайте, что тот же Эксел весьма неслабый инструмент и он
состыкован  с массой научных программ с переносом данных: тот же SPSS,
Statistica,  S-PLUS,  программы географической визуализации данных - и
перевод  его на кириллические формулы требует решать проблемы стыковки
с  этими программами, которые зачастую берут данные из открытого файла
(как  бы  "с  экрана"),  что  требует  разрешения  проблем  нестыковки
стандартных названий формул там и там...

Так  что,  получается,  что,  глядя  на окно Эксел, пользователь видит
формулы  по-русски,  а, глядя на *связанное с первым* окно СПСС, - *те
же* формулы по-латыни: у него крыша едет!!!

З.Ы. Разработчикам и сочувствующим!
Одной  из  *крупных*  проблем  использования  ООо под Виндами, кстати,
является невозможность быстро и чётко состыковать его с этими научными
программами - что *обрекает* специалистов на работу именно с МСО...
Понимаю,  что  это - проблема данных программ - но м.б. они не знают о
существовании  ООо?  Эти программы занимают по 1-2 СиДи и стоят вполне
ничего  себе  -  неужели  они упустят возможность расширить круг своих
потенциальных покупателей?
А  если  они (по крайней мере некоторые) работают на уровне макросов -
так ли уж велики препятствия для стыковки их с ООо?

З.Ы.З.Ы. Автору исходного письма: По моему опыту, русификация всех МСО
вплоть   до  версии  2000  сделана  неправильно  (включая  ряд  грубых
упрощений  и  исключений  функций  программы,  т.е.  это не перевод, а
корявая  переделка).  Так что настоятельно советую - для использования
всех  возможностей  МСО  и  полной  совместимости:  использовать  либо
английскую  версию,  либо  русский  вариант  МСО 2000 (который тоже не
вполне адекватен исходной версии).

Спасибо!
 Николай Кузнецов    nikuz на umail.ru