[JT] [oodisc] voprosy jazykoznanija (was: mozilla)

Serge Skorokhodov suralis-s на mtu-net.ru
Чт Мар 14 17:00:43 MSK 2002

Hello Dmitry,

Thursday, March 14, 2002, 2:00:08 PM, you wrote:

<skip>

DGMДГМ> Вообще же, это показывет наличие проблем в языке. И
DGMДГМ> последняя дискуссия тому подтверждение. Нет чётких
DGMДГМ> критериев правильности произнесения-написания слов,
DGMДГМ> вернее, они есть, но противоречивы и запутанны. Народ
DGMДГМ> стихийно стремится это дело упорядочить, а ему говорят:
DGMДГМ> "низ-з-з-я, это не литературно, Пушкин так не писал".

Я в таких случаях про себя 'тумаю', что 15 поколений воинственных
предков, полагающих русский язык родным, позволяют мне говорить
так, как мне кажется УМЕСТНЫМ:)

Если серьезнее, то мне кажется, что очень часто путается некая
мифическая _норма_ с вопросами стилистики, пусть и стихийной.
Т.е. как говорить (и писать, но не в смысле орфографии:)
определяется такими критериями, как стилистическая цельность,
уместность, выразительность и т.д. А не нормотворчеством:) Так
что это не вопрос языка, а вопрос личности, того, как она себя
"позиционирует". Если человек говорит "мы освоили средствА,
мОгете глЯнуть докУменты в пОртфеле..." -- он ведь объявляет себя
членом определенной социальной группы...

Хотя, поскольку стилистика (в таком, признаю, расширенном
понимании) существенно опирается на эстетические критерии, то
может получится, как с музыкальным слухом: у кого-то он есть, у
кого-то -- похуже:( Если человек не слышит, но ХОЧЕТ
СООТВЕТСТВОВАТЬ определенной группе, то он может научится "играть
по клавишам и нотам". Но музыка идет вперед, появляется джаз,
можно поддаться искушению и начать непримиримую "брдзолу" за то,
что играть можно "так, так и так, но не иначе...".

В этом смысле, скажем, в университете, надо говорить так, как это
принято в университетской среде, но определяется это не какими-то
мифическими нормами, а теми же критериями, какими люди
руководствуются, надевая на выступление на ученом совете костюм и
галстук (а в некоторых моментах -- теми же критериями, какими они
руководствуются принимая душ и выбирая дезодорант:).

DGMДГМ> Вот мы и запоминаем кучи исключений, оправдывая это
DGMДГМ> литературной нормой. В плане произношения тут вообще
DGMДГМ> исключение на исключении сидит и подобным себе погоняет.

DGMДГМ> По-моему, назревает необходимость научного упорядочивания
DGMДГМ> языка. Надо будет выбрать наиболее типичные случаи правил
DGMДГМ> для написания слов, постановки ударения в различных
DGMДГМ> формах и т.п. и гнать поганой метлой все исключения.
DGMДГМ> Однажды в истории человечества так было сделано.
DGMДГМ> Богатейшая литература на санскрите тому пример.

А вот здесь я с Вами согласиться не могу. Во-первых, я люблю
исключения:) Во-вторых, ничего хорошего (к счастью, и ничего
долгоживущего тоже) от научного преобразования языка не
получалось никогда:) Сила живого языка -- в его стихийности, и не
надо бояться этой бесконечной изменчивости и нерегулярности, с
ней надо просто смириться, и тогда от нее даже начинаешь
"тащиться":)

Вспоминаю двор моего детства: его регулярно закатывали асфальтом,
а тополиные корни столь же регулярно взламывали этот асфальт на
*╧?%* :-)

--
Best regards,
 Serge                            mailto:suralis-s на mtu-net.ru