[JT] [oodisc] voprosy jazykoznanija (was: mozilla)

Dmitry G. Mastrukov Дмитрий Геннадьевич Мастрюков dmitry на taurussoft.org
Чт Мар 14 23:35:20 MSK 2002

В Чтв, 14.03.2002, в 17:00, Serge Skorokhodov написал:
> [...]
>
> Если серьезнее, то мне кажется, что очень часто путается некая
> мифическая _норма_ с вопросами стилистики, пусть и стихийной.
> Т.е. как говорить (и писать, но не в смысле орфографии:)
> определяется такими критериями, как стилистическая цельность,
> уместность, выразительность и т.д. А не нормотворчеством:) Так
> что это не вопрос языка, а вопрос личности, того, как она себя
> "позиционирует". Если человек говорит "мы освоили средствА,
> мОгете глЯнуть докУменты в пОртфеле..." -- он ведь объявляет себя
> членом определенной социальной группы...

Меня не очень интересует принадлежность к социальной группе, я просто
хочу понять, а почему так говорится?
Возьмём средствА. Есть похожее и более часто употребимое слово -
"место". Человек, не отягощённый образованием, пытается применить для
более редкого слова "средство" словообразовательную модель этого более
употребимого слова. И вылезают "местА-средствА". Мы можем смеяться над
этим человеком, но он поступил правильно. Так на его месте поступил бы
ребёнок, впервые столкнувшийся с таким словом. И это укор
"образованным", выдумавшим исключение. Другой вопрос, что является
исключением - место или средство (есть навскидку ещё действо). И что-то
одно должно быть изменено.

> [...]
> DGMДГМ> литературной нормой. В плане произношения тут вообще
> DGMДГМ> исключение на исключении сидит и подобным себе погоняет.
>
> DGMДГМ> По-моему, назревает необходимость научного упорядочивания
> DGMДГМ> языка. Надо будет выбрать наиболее типичные случаи правил
> DGMДГМ> для написания слов, постановки ударения в различных
> DGMДГМ> формах и т.п. и гнать поганой метлой все исключения.
> DGMДГМ> Однажды в истории человечества так было сделано.
> DGMДГМ> Богатейшая литература на санскрите тому пример.
>
> А вот здесь я с Вами согласиться не могу. Во-первых, я люблю
Очень зря. Это энтропия, разбрасывание ресурсов. В случае языка -
ресурсов мозга. Сначала Вы проделываете работу, чтобы исключение
запомнить, потом тратите лишние нейроны для хранения. Аргументы, что
человек использует лишь малый процент своего мозга не проходят - суть-то
от этого не меняется, лишняя энергия потрачена.

> Во-вторых, ничего хорошего (к счастью, и ничего
> долгоживущего тоже) от научного преобразования языка не
> получалось никогда:)
Вы неправы. Санскрит - наследник древнеиндийского языка (вернее, одной
группы диалектов), "обработанный" (таков перевод слова санскрит), строго
упорядоченный язык. У него сложные правила, но слова по этим правилам
строятся от корня на раз. Упорядочен был санскрит к IV веку до нашей
эры. На нём существует богатейшая литература по всем отраслям знаний, в
том числе "Махабхарата" и "Рамаяна", не уступающие "Илиаде" и "Одиссее".
То, что мы мало знаем о культуре наших близких родственников - наши
проблемы.

Сила живого языка -- в его стихийности, и не
> надо бояться этой бесконечной изменчивости и нерегулярности, с
> ней надо просто смириться, и тогда от нее даже начинаешь
> "тащиться":)

Тащиться надо от увеличения словарного запаса (вот, к примеру, новое
значение глагола "тащиться"), а не от выбора правильности
произнесения-написания слова - подобное должно быть на автомате,
регулироваться правилом.

> Вспоминаю двор моего детства: его регулярно закатывали асфальтом,
> а тополиные корни столь же регулярно взламывали этот асфальт на
> *╧?%* :-)

Дык тополя не надо сажать. Кислорода много, но и пуха (читай - энтропии)
дофига :)

Дмитрий